Логин ...
Наша организация Устав Руководство Районные организации Законы Документы Судебная практика





ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:






ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина












ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина












ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина












ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина












ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина











ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина












ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина












ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА

Фото Игоря Костина

О ПРИЧИНАХ НЕДОВЕРИЯ ВЛАСТИ


Великин А.Я. Председатель Ленинградской РО ОООИ
"Союз Чернобыль" России


Великин А.Я.

При рассмотрении проблемы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС следует принимать во внимание, что существует принципиальной различие между гражданами, проживавшими (проживающими) на территории, подвергшейся воздействию радиации и гражданами, направленными(командированными, призванными на специальные военные сборы) для ликвидации последствий катастрофы, тем более, что направление граждан для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС было осуществлено с существенным нарушением Конституции и законодательства СССР.

Конституция СССР не предусматривала чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и порядок привлечения граждан к ликвидации их последствий.

Во избежание правовой коллизии и для правового обоснования направления граждан в зону повышенной опасности было издано Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС РСФСР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07.05.1986 №524-156. В соответствии с Конституцией СССР, данный документ имел статус Закона, как подписанный (изданный) Президиумом Верховного Совета РСФСР.

В соответствии с пунктом 10 Постановления «пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие этих причин, назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае трудового увечья или профессионального заболевания. При этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. N 690, но не ниже размеров, предусмотренных Законом о государственных пенсиях. Пенсии по инвалидности военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и по случаю потери кормильца их семьям вследствие указанных причин назначаются в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством в случае ранения, контузии и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 №811-О-О для кадровых военнослужащих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не является военной службой (исполнением служебных обязанностей).

Постановление Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 5 июня 1986 года №665-195 "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды.» по формальным признакам полностью отвечает требованиям коллективного договора между представителем работодателей (Совет Министров СССР) и представителем работников (ВЦСПС). Данное Постановление так же устанавливало, что инвалидность или заболевание, полученное вследствие катастрофы на ЧАЭС должны рассматриваться как профессиональное заболевание.

Именно на этом постулате формировалась первая редакция Закона РСФСР от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Первая редакция носила, в основном, декларативный характер, и в 1992 году была принята новая редакция Закона РФ от 18.06.1992 №3061-1.

Следует принимать во внимание, что законопроект формировался на основании действующего законодательства:

  • В отношении граждан, проживавшим (проживающим) на загрязненной территории - по правилам статей 454 ГК РСФСР "Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности", 457 "Объем, характер и размер возмещения вреда", 459 "Возмещение вреда в случае повреждения здоровья".
  • В отношении граждан, направленных для участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС - по правилам статьи 472 "Возмещение вреда, понесенного при спасании социалистического имущества" со ссылкой на статью 459 "Возмещение вреда в случае повреждения здоровья".
  • «Правил возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем, профессиональным заболеванием», утвержденных Постановлением ВС РФ от 03.07.1984 №690.

24.11.1995, Федеральным законом №179-ФЗ были внесены изменения и дополнения, обусловленные вступлением в силу новой редакции Гражданского Кодекса РФ. Однако концепция Закона о причинении вреда при исполнении профессиональных обязанностей, либо обязанностей военной службы в отношении граждан, направленных, командированных, призванных на специальные военные сборы (?) для участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС изменений не претерпела.

Следует обратить особое внимание, что, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 №415, Российская Федерация парафировала Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, принятую 21.05.1963. Федеральным законом от 21.03.2005 №23-ФЗ Венская конвенция ратифицирована.

2. Федеральным законом от 12.02.2001 №5-ФЗ в Закон были внесены очередные изменения, согласно которым, вне зависимости от того, причинен вред экологическим правонарушением и, соответственно, конституционно-правовой обязанности государства по возмещению этого вреда, или вред причинен при исполнении трудовых обязанностей в особо опасных условиях и, соответственно, возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем (профессиональным заболеванием) на основе норм гражданского права, вместо правового понятия «возмещение вреда» введена новелла: ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда здоровью фиксированного размера пропорционально группе инвалидности. Существенно изменилась концепция Закона: вместо особого порядка возмещения вреда закон приобрел статус комплекса мер социальной защиты в отношении граждан, которые оказались, либо находились в зоне влияния неблагоприятных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. (Постановление Конституционного суда от 19.06.2002 №11-П). Понятие «работа по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» юридически исчезла.

Таким образом, внося изменения и дополнения в Федеральный закон, законодатель изменил концепцию Закона, что категорически запрещено Регламентом Государственной Думы РФ.

Предложенная новая концепция Закона противоречила главе 59 ГК РФ и статье 89 Закона РСФСР от 19.12.1991 №2061-1 «Об охране окружающей природной среды» в редакции от 10.07.2001, действовавших на момент приятия изменений от 12.02.2001.

В мае-июле 2001 года в Конституционный Суд поступил ряд жалоб от граждан и общественных организаций о нарушении их конституционных прав.

Следует отметить, что, в нарушение статей 41,42,47 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации», вопрос о назначении жалобы к слушанию было разрешен только в феврале 2002 года после вступления в действие новой редакции Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-П жалобы, как и было указано, рассматривались с учетом только статьи 42 Конституции РФ, статьи 79 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и, соответственно, конституционно-правой ответственности государства по возмещению вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие экологического правонарушения. Понятие «работа по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» юридически исчезло.

Ни законодатель, ни Конституционный суд Российской Федерации не приняли во внимание, что граждане, направленные, командированные, призванные на специальные военные сборы, не находились и не оказались в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а были направлены органами государственной власти для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в особо опасных условиях. Особый статус работы указанных категорий граждан, особый статус трудовой деятельности подтверждаются Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07 мая 1986 года №524-156 и Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 г. № 665-195. То есть были грубо нарушены публично-правовые обязательства Государства (СССР и его правопреемника — Российской Федерацией).

Отрицание такового факта не только снижает признание важности и героизма работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но и снижает уровень социальной защиты граждан, принимавших участие в указанных работах, по сравнению с нормами, установленными ГК РФ, а также их вдов.

Не вызывают понимания действия законодателя, согласно которым:

  • Граждане, ставшие инвалидами в период 15.05.1991-01.03.1996 имели право на получение пенсии по инвалидности, рассчитанной из условного заработка за период работы по ликвидации последствий катастрофы (как особый период трудовой деятельности, ставший причиной инвалидности), то есть возмещение вреда, причиненного при выполнении особо опасной работы
  • Граждане, ставшие инвалидами в период 01.03.1996 -12.02.2001 имели право на возмещение вреда здоровью из заработка за 12 месяцев (с учетом работы в Чернобыле) то есть возмещение вреда, причиненного в период трудовой деятельности (Чернобыль особым периодом трудовой деятельности не является)
  • Граждане, ставшие инвалидами в период после 12.02.2001 имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью пропорционально группе инвалидности, то есть социальную выплату.

Если вернуться к принципу возмещения вреда здоровью из заработка, то государство по состоянию на 01.01.2015 готово платить за работу по ликвидации ядерной аварии целых 15486,48 рублей (ежемесячная выплата инвалиду 1 группы, т.е. 100% утраты трудоспособности).

В связи с отказом законодателя от возмещения вреда и переходом к комплексу мер социальной защиты законодатель еще более ухудшил положение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и членов их семей принятием закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Если ранее, по предъявлении документов об иждивении и установлении причинной связи смерти с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, вдова могла претендовать на возмещение вреда по потере кормильца из дохода мужа, то на сегодняшний день с нее требуют документы, как для оформления возмещения вреда, но выплачивают социальную выплату из фиксированной суммы неясного происхождения.

В соответствии со статьей 24 Закона с 18.06.1992 и до 22.08.2004 «граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат бесплатному обязательному медицинскому страхованию со специальной базовой программой, если не оговорено иное, и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни».

За 12 лет Министерство здравоохранения так и смогло разработать и принять специальную базовую программу, установленную Законом.

Возможно по этой причине, законодатель установил с 2004 года, что граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

По состоянию на сегодняшний день, объем диспансерного обследования участников ликвидации последствий катастрофы в разы меньше, чем для работающих граждан Российской Федерации.

По состоянию на сегодняшний день, объем диспансерного обследования участников ликвидации последствий катастрофы в разы меньше, чем для работающих граждан Российской Федерации.

По мнению Министра здравоохранения РФ Скворцовой, участники ликвидации последствий аварии полностью обеспечены медицинской помощью в рамках программы ОМС. Однако, министр не принимает во внимание, что, в соответствии с программой ОМС и стандартами по лечению, средства выделяются только на лечение по определенному заболеванию. Хотя, по всем медицинским данным, участники ЛПА имеют целый комплекс заболеваний, а имеющиеся заболевания и методы их лечения отличаются от стандартных.

В соответствии с федеральной целевой программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в настоящее время федеральная целевая программа по преодолению последствий радиационных аварий) в Санкт-Петербурге построен, функционирует и обновляет оборудование великолепный специализированный центр (ФГБУ МЧС Центр экстренной и радиационной медицины им. Никифорова) однако у него есть небольшой недостаток: Министерство здравоохранения ни разу не предусмотрело средства для финансирование специализированного обследования и лечения граждан, пострадавших вследствие воздействия радиации. Руководство Центра, руководство города идут навстречу пострадавшим, изыскивают возможность решить данную проблему, но государственные органы данную проблему не наблюдают и, соответственно, не решают.

В Санкт-Петербурге действовал Научно-лечебный центр Комитета подразделений особого риска. В связи с крайней изношенностью основных фондов Центр был закрыт на реконструкцию и был передан в ведение МСЧ №144 ФМБА МЗ РФ. Теперь пострадавшие от воздействия радиации могут обслуживаться в данной клинике только на платной основе.

По мнению руководящих работников ФМБА, Агентство должно обеспечивать наблюдение и лечение граждан только с загрязненных территорий. Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС специализированной медицинской помощи практически лишены.

ПОсобенно требуется отметить, что в городе Сосновый Бор медицинское обеспечение осуществляется ФМБА, но имеются достаточно большие проблемы с обследованием граждан, не относящихся к ЛАЭС.

Если до 2004 года, участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС было гарантировано ежегодное санаторно-курортное обеспечение, а также обеспечение медикаментами, то в настоящее время инвалидам выплачивается ЕДВ и предоставляется социальный пакет, который не позволяет получить необходимые лекарства, по мнению ФСС РФ при таком объеме финансирования предоставление санаторно-курортной путевки возможно один раз в 17 лет (согласно договоренности -2-3 года).

Органы исполнительной власти зачастую издают нормативные документы, либо информационные письма, не соответствующие действующему законодательству, либо достаточно вольно его трактующие.

В частности, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, исходящим от 18.07.2012 №1852-21 разослало свое мнение, что военнослужащим и военнообязанным, призванным для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вторая пенсия должна выплачиваться с 55 лет. По мнению начальника департамента по организации и выплате пенсий ПФ РФ господина Пудова, статья 30 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 применению не подлежит (письмо от 28.05.2010 №25-24/5612).

Статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 10 федерального закона от 15.12.2001 166-ФЗ «Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".»

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 15.05.1991 №1244-1 «назначение пенсий … военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии устанавливаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.»

Термин «в порядке», как это неоднократно указывалось судом, не является тождественным признанию инвалидности военной травмой, а лишь признает право граждан на получение двух пенсий.

Тем более, что по сути Определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 №811-О-О для кадровых военнослужащих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС исполнением служебных обязанностей не является.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи (инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС), государственная пенсия назначается по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

В соответствии с пунктом 3 указанного закона, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа, вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.

Таким образом, как общим, так и специальным законом, участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС вследствие катастрофы на ЧАЭС предусмотрено право на получение пенсии по старости при достижении возраста 50 лет.

Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая данную правовую коллизию по гражданскому делу от 20.01.2006 №57-В05-12, признавая право на получение двух пенсий с 50 лет для участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС 1986-1987 г.г., отказал гражданину в праве на основании того, что граждане, принимавшие участие в работах по объекту «Укрытие» в 1988-1990 годах не являются участниками ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах.

Рассматривая ту же коллизию по гражданскому делу от 26.12.2005 №42-В05-11 в праве на получение двух пенсий с 50 лет участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году отказано.

Следует отметить, что письма, не зарегистрированные установленным образом, рассылаются в субъекты Федерации, но, не являясь нормативными документами, в суде обжалованы быть не могут, но обязательны к исполнению.

Министерство социальной защиты населения рассылает инструктивные письма, но в конце делает приписку: «данное письмо нормативным документом не является, использоваться как довод в суде быть не может». В то же время документы граждан, подготовленные в соответствии с Законом, но противоречащие инструктивному письму, не принимаются.

Несовершенство законодательства и нормативной базы давно вызывают глубокое неудовлетворение пострадавших от воздействия радиации.

Дополнительно считаю необходимым сообщить следующее.

В Российской Федерации действует 3 законодательных акта в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации:

  1. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  2. Федеральный закон от 26.11.1998 №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне».

В соответствии с Венской конвенцией и федеральным законодательством (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 №3-ФЗ), критерием причиненного ущерба (вреда) является поглощенная доза.

Согласно Закону РФ (1) оценка причиненного вреда де-факто производится пропорционально степени радиоактивного загрязнения территории. Что, в частности, вызывает активный социальны протест при пересмотре перечня загрязненных территорий.

Согласно федеральному закону (2) критерием оценки вреда является поглощенная (накопленная) доза 7 сЗв (бэр) – 35 сЗв (бэр).

Согласно Федеральному закону (3), критерием оценки причиненного вреда является накопленная доза 5-25 сЗв (бэр).

Итого: в трех законодательных актах Российской Федерации, направленных на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации, применяются три различных критерия оценки причиненного ущерба (вреда).

В последние дни вызывает большое социальное напряжение планируемый пересмотр Перечня населенных пунктов РФ, подвергшихся радиационному воздействию, по нашей информации наибольшее возмущение вызывают изменения у жителей зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Мы уже неоднократно обращались с предложениями о совершенствовании и унификации законодательства в части граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, испытаний ядерного оружия.

«для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта»;

ст. 9, Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения";

«Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр)(0,001 зВ)»;

ст. 11, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.06.2014) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Таким образом, никто не разъяснил гражданам, что, получаемая ими СГЭД является допустимой для всего населения Российской Федерации.

Российская Федерация, федеральным законом от 21.03.2005 №23-ФЗ, ратифицировала Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, согласно которой мерой ядерного ущерба является накопленная доза. Тем не менее, российское законодательство не реформировано, населению не разъяснены положения и возможный вред, причиняемый их здоровью, или отсутствие вреда как такового.



г. Санкт-Петербург 20.07.2018г.


Наша организация Устав Руководство Районные организации Законы Документы Судебная практика

СПб РО Союз "Чернобыль" России©2006 Гордиенко Г.Н.