|
Анализ исполнения Законодательства Российской Федерации о социальной защите граждан, пострадавших от радиационного воздействияВеликин А.Я., Ленинградское Региональное отделение ОООИ «Союз «Чернобыль» России, Санкт-ПетербургФормирование в Российской Федерации социально-ориентированной экономики рыночного типа вызывает необходимость совершенствования государственной системы социального обеспечения, усиления ее адресности. Среди граждан, охваченных этой системой, действующее законодательство выделяет такую категорию, как пострадавшие от радиационных воздействий. Техногенные радиационные катастрофы, испытания ядерного оружия, инциденты на ядерных объектах военного и гражданского назначения за последний полувековой период привели к воздействию радиации на значительные массы людей, часть из которых получили ущерб здоровью, многие проживают на загрязненных радионуклидами территориях, а некоторые эвакуированы из мест постоянного проживания. 26 апреля 1986 года на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария. Произошедший взрыв, последующий пожар, продолжавшийся в течение нескольких дней, привели к не имеющему аналогов выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду, МАГАТЭ охарактеризовало это событие как «величайшую ядерную катастрофу в истории человечества». Облако, образовавшееся при взрыве и последующем пожаре, разнесло различные радиоактивные материалы, прежде всего радиоактивные изотопы йода и цезия, по большей территории Европы. Радиоактивный йод-131 имеет короткий период полураспада (8 дней), влияет, в основном, на щитовидную железу человека, в течение первых недель после аварии его количество сильно уменьшилось в результате естественного распада. Радиоактивный цезий-137, являющийся источником внешнего и внутреннего облучения, имеет гораздо больший период полураспада (30 лет), и измерения все еще показывают его присутствие в почве и некоторых пищевых продуктах во многих районах Европы, см. рис. 1. Наибольшие загрязнения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Беларуси, Российской Федерамых лучевых поражений (детерминированных эффектов). Для ликвидации последствий катастрофы были привлечены сотни тысяч непрофессионалов, получивших в 1986 году дозы, превышающие предельно допустимый уровень годового облучения для профессионалов, а, в ряде случаев, предельно допустимый уровень аварийного облучения. У нескольких десятков из них развилась лучевая болезнь, и возникли лучевые ожоги. У нескольких тысяч лиц из населения эффективные дозы облучения также превысили аварийный профессиональный предел, однако, ни у одного из них дозы не достигли порогов возникновения клинически выявляемых лучевых поражений (детерминированных эффектов). На территории Российской Федерации возникли обширные районы интенсивного радиоактивного загрязнения с дозами облучения населения свыше 1 мЗв/ год. Радиоактивное загрязнение местности в первый год было обусловлено преимущественно короткоживущими радионуклидами, в последнее время - цезием Cs137. В апреле-июне 1986 года у ликвидаторов и населения на загрязненных территориях происходило интенсивное облучение щитовидной железы за счет радионуклидов йода, у некоторых лиц дозы облучения этого критического органа составила десятки Зв. Облучение ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС и населения в первые годы после катастрофы сопровождалось интенсивным стрессированием, вызванным необъективной оценкой ситуации в средствах массовой информации и многочисленными непрофессиональными выступлениями лиц, привлеченных к ликвидации последствий катастрофы и принятию решений по защитным мероприятиям. Характер информации способствовал развитию у облучаемых граждан чувства ущербности и обреченности. Материалы объективной оценки не имели должного распространения. В связи с этим социальная и психологическая напряженность в обществе достигла весьма высоких уровней. Состояние психологического стресса способствовало возникновению большого числа стресс зависимых заболеваний (нервно-психических, гипертонической и язвенной болезней, и т.д.). Вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, в юридической науке по существу не рассматривались. В процессе правоприменительной деятельности возникла необходимость теоретиче¬ского анализа многих проблем, связанных с уровнем социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, унификации законодательства в этой сфере, изменения нормативных правовых актов, принятых в девяностые годы прошлого века. Деятельность государства по преодолению последствий ядерных инцидентов, по социальной защите указанной категории лиц потребовала создания специальной системы правового регулирования в данной сфере, ее совершенствования и развития. В практике применения законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, выявились существенные проблемы, главной из которых является отставание изменений нормативных актов от проводимой в стране реформы социального обеспечения. Огромное количество изменений и дополнений, внесенных в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и иных законодательных актов, разработанных в защиты интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие иных аварий и катастроф, делает эти законы крайне сложными в правоприменительной практике. Сложность и противоречивость указанных законов с иным законодательством Российской Федерации вызывает различную судебную практику. Непродуманность вносимых изменений и дополнений вызвала неоднократное рассмотрение вносимых изменений и дополнений в Конституционном Суде Российской Федерации, судах различных инстанций. Неоднократно судебная практика по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, была предметом рассмотрения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Цели и задачи, которые ставили перед собой законодатели, внося изменения и дополнения, не достигли своей цели и привели к резкому увеличению расходов федерального бюджета, усилению социального расслоения, образовали огромные задолженности бюджета в результате судебных решений. |
|||||||
| ||||||||
СПб РО Союз "Чернобыль" России©2006 Гордиенко Г.Н. |