|
|||||||
|
|
Судебная практикаИсполнение Законов Российской Федерации о социальной защите граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастрофГордиенко Владимир Владимирович, Санкт-Петербургский Государственный УниверситетПоследствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также процессы демократизации в стране потребовали от государства создания специальной правовой системы для социальной защиты лиц, пострадавших и от последствий других ядерных инцидентов. Был принят закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1, в последствие распространенный и на другие категории граждан (например, граждан из подразделения особого риска (Постановление от 27 декабря № 1991 г. № 2123-1)). К сожалению, огромное количество непродуманных изменений и дополнений, вносимых буквально с момента вступления Закона в силу (только в Федеральный Закон от 18.06.92 № 3061-1, 24.11.95 № 179-ФЗ, 11.12.96 № 149-ФЗ, 17.04.99 № 79-ФЗ, 05.07.99 № 127-ФЗ, 07.08.2000 № 122-ФЗ, 15.02.2001 № 5-ФЗ, 26.04.2004 № 31-ФЗ), вызывало многочисленные судебные иски, что приводило к огромным затратам времени и средств (в первую очередь, бюджетных), а также неоднократное рассмотрение, вносимых изменений и дополнений, в судебных инстанциях вплоть до Конституционного Суда. Особым ударом по престижу России явилось обращение (и выигрыш дел) граждан, отчаявшихся найти справедливость в родной стране в Европейский суд по правам человека. Сложность и противоречивость при согласовании указанных законов с законодательными и подзаконными актами других областей законодательства Российской Федерации вызывало и вызывает различие в судебной практике не только в разных субъектах РФ, но и даже в районных судах одного субъекта. Так, в 1999 г. были, в основном, удовлетворены иски, связанные с индексацией расчетного заработка граждан, получивших инвалидность после 1996 г. Однако, некоторые дела завершились только после принятие очередного постановления Пленума Верховного Суда РФ (№ 7от 5 апреля 2005), т.е. без малого через 10 лет после обращения в суд (Тосненский городской суд Ленинградской области дело № 2-32/05). Не считаются слишком долгими сроки рассмотрения дел по искам об индексации сумм выплачиваемых инвалидам в возмещения вреда здоровью в судах Санкт-Петербурга превышающие 5 лет. Это является прямым нарушением Законодательства РФ (ст. 154 ГПК), постановлений Европейского суда по правам человека, Верховного Суда РФ. Судебная практика по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, была предметом многократных обращений граждан в Верховный Суд РФ, и были рассмотрены на Пленумах ВС. Все это в итоге привело к огромным задолженностям федерального бюджета России, социальной напряженности и вылилось в неоднократные акции протеста и гражданского неповиновения; митинги и голодовки в различных регионах страны, в том числе и в Санкт-Петербурге. Новую волну судебных разбирательств вызывает отказ органов социальной защиты населения Санкт-Петербурга индексировать суммы возмещения вреда здоровью в соответствии с действующим законодательством на основании отсутствия внутриведомственных руководящих документов. Министерство здравоохранения (свое время, метко прозванное «министерством социальной защиты от населения») неоднократно бойкотировало исполнение законодательства и решения Правительства Российской Федерации. К сожалению, ответственности за это государственные служащие не несут. Это, при том, что все эти судебные процессы вылетают государству «в копеечку». Кроме исков по индексации сумм в возмещение вреда здоровью, составлявших основную массу нельзя не затронуть и тему выплат вдовам, которых, к сожалению, становится все больше. Однозначный ответ на этот вопрос не был дан и в последних решениях Конституционного и Верховного суда. Еще одной причиной для судебных исков является отказ уполномоченных на это органов в выдаче (в соответствие с п. 14 Закона «О Ветеранах») «Удостоверения о праве на льготы» граждан, имеющих в справках, выдаваемых органами МСЭ, записи о том, что «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС». Таких исков в Санкт-Петербурге не так много, но это объясняется позицией Санкт-Петербургской Региональной организации ОООИ «Союз «Чернобыль» России». В потенциале же, это огромная волна исков, т.к. большинство ликвидаторов аварии были призваны на военные сборы либо находились на службе в ВС СССР. Отдельно надо сказать о Законе № 122-ФЗ, вступившем в силу с 01.01.2005 г., который лишил льгот и компенсаций огромное количество граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф. В данном случае, правительство пошло на прямой обман. Несмотря на многочисленные акции протеста, закон был принят и вступил в силу. Во многих регионах страны (Липецкая, Калининградская обл.) определенная часть льгот восстановлена после вмешательства прокуратур соответствующего уровня. К сожалению, в Санкт-Петербурге, несмотря на обращения Региональной организации ОООИ «Союз «Чернобыль» России» в Северо-Западную и Городскую прокуратуры, были получены, по существу, отписки в том, что ситуация изучается. Это может привести к огромному потоку новых исков, т.к. затрагивает не только инвалидов, но и всех льготников и членов их семей. А это новые дополнительные затраты из государственного бюджета. В данном случае, пассивность прокуратуры не может не удивлять – защита закона это ее прямая забота. Таким образом, обобщая судебную практику, а это сообщение основано на опыте более 300 дел, проведенных автором лично, и изучении опыта работы судов в других регионах, приходишь к неутешительному выводу. Правительство России теряет огромные суммы на судебных тяжбах, суды страны загружены однотипными делами, задолженность Федерального бюджета перед своими гражданами растет. Копеечная экономия в одном выливается миллионными потерями в другом. Это происходит на фоне подрыва авторитета государства на международном уровне (ведь каждый проигранный в Страсбурге суд - а выигранных-то нет – это удар по престижу страны, борющейся со своими отчаявшимися неимущими гражданами), растущего недоверия граждан к социальной политике страны. Для осуществления реальной социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф необходимо: |
|||||||
| ||||||||
СПб РО Союз "Чернобыль" России©2006 Гордиенко Г.Н. |