ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА
ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА
ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА
ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА
ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА
ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА
ЧЕРНОБЫЛЬ ГЛАЗАМИ ИГОРЯ КОСТИНА
|
РЕКОМЕНДАЦИИ
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам круглого стола на тему: «30 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Проблемы ликвидаторов и граждан, подвергшихся воздействию радиации»
21 декабря 2016 г. |
г. Москва |
Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды совместно с Общероссийским союзом общественных объединений «Союз «Чернобыль» России» (далее – «Союз «Чернобыль» России) проведен круглый стол на тему: «30 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Проблемы ликвидаторов и граждан, подвергшихся воздействию радиации» (далее – круглый стол, мероприятие).
В заседании круглого стола приняли участие члены Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, медицинских учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, общественных и экспертных организаций.
Чернобыльская катастрофа является самой крупной радиационной аварией в истории атомной энергетики. Вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. было загрязнено более 56 тыс. кв. км территории Российской Федерации, в том числе около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда. На радиоактивно загрязненных территориях проживало около 3 млн. человек в 14 субъектах Российской Федерации. С радиоактивно загрязненных территорий было переселено в организованном порядке или переселилось самостоятельно более 52 тыс. граждан. В ликвидации последствий катастрофы приняло участие более 200 тыс. граждан России. К наиболее пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области, в которых на радиоактивно загрязненных территориях проживает свыше миллиона человек. Последствия катастрофы оставили след в судьбах миллионов человек.
УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА В ПРОЦЕССЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОИЗШЕДШЕЙ НА ЧАЭС КАТАСТРОФЫ ВЫДЕЛИЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ:
- социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в том числе медицинское обслуживание, обеспечение курортно-санаторным и медикаментозным лечением;
- совершенствование медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обеспечения участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС;
- организация мониторинга состояния здоровья лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также их детей первого, второго и третьего поколений;
- организация работы по экспертной оценке степени радиационного загрязнения на пострадавших территориях;
- увековечивание памяти героев-ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС.
Участники мероприятия отметили необходимость координации работ органов государственной власти с органами местного самоуправления, а также с организациями и общественными объединениями в рамках осуществления единой политики в области защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Кроме того, на сегодняшний день на международном уровне Организацией Объединенных Наций принят ряд резолюций, направленных на укрепление международного сотрудничества и координацию усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Вместе с тем участники круглого стола озвучили предложения представителей общественных палат субъектов Российской Федерации по проведению дополнительных мероприятий по улучшению качества медобслуживания лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в том числе касающихся диспансеризации, а также регулирования высокотехнологичного лечения.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОСТОЯВШЕГОСЯ ОБСУЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА СЧИТАЕТ НЕОБХОДИМЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Рассмотреть возможность:
1. Создания рабочей группы с участием экспертов Общероссийского союза общественных организаций «Союз «Чернобыль» России» в целях внесения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) изменений, предусматривающих:
- уточнение статуса граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
- изменение порядка установления заболевания и инвалидности, наступивших вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС, а также назначения возмещение вреда здоровью, в том числе по случаю потери кормильца;
- включение в перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, категорию «потомки первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-1, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей»;
- уточнение условий оплаты за содержание жилого помещения и коммунальных услуг;
- выдачу специальных удостоверений единого образца детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, а также «потомкам»;
- назначение детям, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
- уточнение нормы, касающейся условий компенсации за утраченное имущество граждан, постоянно проживавших в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания;
- сохранение всех социальных гарантий, установленных данным законом, для населения, проживающего в населенных пунктах, отнесенных в настоящее время к зонам радиоактивного загрязнения, и в последующие годы их жизни, после перевода населенных пунктов к условиям нормальной жизнедеятельности населения;
- включение радиологических критериев перевода территорий, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, к условиям нормальной жизнедеятельности населения.
Правительству Российской Федерации
Рассмотреть возможность:
- Включения в действующие государственные и федеральные целевые программы мероприятий по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, определив основными их целями улучшение медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, пострадавшего населения, включая детей, а также социально-экономического развития районов, подвергшихся радиации.
- Предоставления налоговых преференций для социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие радиационных аварий.
- Определения порядка и объема оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, предусмотрев внесение изменений в статью 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части принятия дополнительной Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Министерству здравоохранения Российской Федерации
Рассмотреть возможность:
- Определения в структурах Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства ответственных специалистов по вопросам медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, ядерных испытаний.
- Создания внутриведомственной аналитической рабочей группы по обобщению и анализу данных о состоянии здоровья и оказанию медицинской и лекарственной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации, предусмотрев в ней участие экспертного сообщества.
- Разработки регламента медицинского обслуживания и реабилитации участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, других категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации с указанием перечня медицинских услуг.
- Разработки порядка получения лекарственных препаратов с указанием сроков их предоставления гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
- Разработки и представления на утверждение в Правительство Российской Федерации нового Перечня заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча с учетом накопленных научных знаний и опыта работы Межведомственных экспертных советов по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия.
- Разработки и принятия нормативных актов, регламентирующих порядок рассмотрения документов граждан Российской Федерации, проживающих за её пределами, и переселенцев, в целях сохранения за ними предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий и льгот.
- Разработки и принятия нормативных актов, регламентирующих порядок сохранности медицинских документов граждан, подвергшихся радиационному воздействию, а также решение о продолжительном сроке хранения документов потомков первого, второго, третьего и последующих поколений.
- Отмены приказа Минздрава России от 26 мая 2003 года № 216 с внесением соответствующих изменений в приказ Минздрава России от 03 декабря 2012 года № 1006 н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определённых групп взрослого населения» в части, касающейся специальной диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий.
- Разработки порядка оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий, их потомков и населения в зонах отселения в рамках Программы совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2020 года.
- Использования получаемых в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре результатов анализа текущих и прогнозирования отдаленных медицинских радиологических последствий чернобыльской катастрофы в целях повышения эффективности системы оказания адресной специализированной помощи лицам, относящимся к группам повышенного радиационного риска.
- Разработки программы и организации проведения специализации и повышения квалификации по радиационной медицине врачей-специалистов межведомственных экспертных советов и врачей, осуществляющих диспансеризацию, лечение и медико-социальную экспертизу участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и других категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации.
- Подготовки и проведения с участием экспертов «Союз «Чернобыль» России» мероприятия по исполнению Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации № ОГ-П12-7731 от 16 декабря 2016 года.
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Рассмотреть возможность:
- Подготовки и направления в Правительство Российской Федерации предложений по включению в действующие государственные и федеральные целевые программы мероприятий по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, определив основными их целями улучшение медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, пострадавшего населения, включая детей, а также социально-экономического развития районов, подвергшихся радиации.
- Внесения изменений в п.5 «Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» (утверждены приказом МЧС России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н) в части записи в удостоверение для вдов (вдовцов) ФИО умершего на ЧАЭС.
Министерству обороны Российской Федерации
Рассмотреть возможность:
- Обобщения опыта участия Вооруженных Сил Российской Федерации в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в целях подготовки органов управления к действиям войск в ходе проведения спасательных и восстановительных работ при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах в мирное время.
- Использования примеров самоотверженного исполнения воинского долга участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в целях воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Присвоения соединениям, воинским частям и учреждениям Вооруженных Сил Российской Федерации наименований в честь Героя Советского Союза генерал-полковника В.К. Пикалова, проявившего высокие качества руководителя, личное мужество и самоотверженность в ходе выполнения задач по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Министерству образования и науки Российской Федерации
Рассмотреть возможность:
- Интеграции положительного образа ликвидаторов, проявивших мужество и самоотверженность, в проект программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
- Поддержки региональных общественных проектов «Имя Героя – школе» по присвоению имен героев ликвидаторов – чернобыльцев школам, созданию на их базе музейных экспозиций.
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС
Рассмотреть возможность:
- Разработки и осуществления дополнительных мер по жилищному обеспечению, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий, ядерных испытаний, а также принять дополнительные меры социальной поддержки граждан, проживающих на загрязненных территориях, снижения негативного воздействия последствий катастрофы на природную среду и жизнедеятельность населения.
- Организации и проведения в 2017 году в рамках «Года экологии», совместно с представителями общественности, мониторинга состояния населенных пунктов (в т.ч. хозяйственной инфраструктуры), находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, с целью комплексной оценки влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие этой катастрофы на жизнь и здоровье граждан.
- Создания подразделения, обеспечивающего координацию работ по решению проблем граждан и территорий, пострадавших от радиации, в структуре управления органов государственной власти и местного самоуправления.
Общественным палатам субъектов Российской Федерации
Рассмотреть возможность:
- Проведения совместно с представителями региональных организаций Союза «Чернобыль» России в первой половине 2017 года мониторинга эффективности законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов по вопросам проведения диспансеризации, оказания специализированной медицинской помощи, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, включая детей.
- Организации и проведения в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях мониторинга состояния окружающей среды и жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, а также осуществить контроль производства и потребления продуктов питания.
- Оказания всемерного содействия в работе организации Союз «Чернобыль» России по защите прав граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, патриотическому воспитанию молодого поколения, по увековечиванию памяти героев-ликвидаторов последствий катастрофы на ЧАЭС, аварии на Производственном объединении «Маяк» и ветеранов подразделений особого риска.
|